Три закона роботехники
1. Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред
2. Робот должен повиноваться командам, которые ему дает человек, кроме тех случаев, когда эти команды противоречат первому закону
3. Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это это не противоречит первому и второму законам
Вчера выбрался с друзьями в кинотеатр "Колизей" на просмотр фильмы "Я, робот" по мотивам произведений Айзека Азимова. Фильму просмотрел, получив большое удовольствие, от всего сердца рекомендую посмотреть.
Теперь по порядкуТеперь по порядку.
Впечатление первое - место просмотра. Место просмотра впечатлило качественной, приятной обстановкой зала, большим экраном и громким звуком. Я не профессионал, и не киноман, но для меня "громкий" и "хороший" не означает одно и то же. В некоторых местах фильма звук совершенно четко шел с одной стороны, причем совсем не той, которая вроде бы отвечала источнику шума на экране.
Впечатление второе - PR. Чем фильм немало порадовал - рекламы там немного и подается она или в ненавязчивой форме (как "Ауди" или "древняя", но надежная система JVC главного героя) или в полукомичной форме - антикварные кроссовки 2004 года (действие фильма происходит в 2035 году). На этом фоне глюки "Ночного дозора" с явным перебором рекламы выглядят весьма непрезентабельно.
Впечатление третье - герои. Уилл Смит в фильме смотрится замечательно и находится в весьма хорошей физической форме, что наглядно демонстрирует его обнаженный мускулистый торс. Не знаю, что при этом чувствуют представительницы женского пола, но лично меня это пробило на воспроминания о том времени. когда я занимался спортом и поддерживал хорошую физическую форму. Воспоминание с приходом солнца не исчезло и сподвигло меня на утомительную физзарядку; посмотрим, что будет дальше.
Главная героиня впечатления особого не произвела, что связано не столько с ее внешностью (тут все в порядке), сколько с внешней холодностью, которая распространилась и на все ее поведение. Зато получился вполне цельный и даже в чем-то убедительный образ.
Роботы в фильме сделаны вполне достойно, человекообразно, хотя чересчер подчеркнуты их нечеловеческие черты - видимо, чтобы зритель не перепутал. На этом фоне даже мимика "Санни" выглядит неуклюжей попыткой показать именно человекообразность. Смутило то, что настолько совершенные роботы, которые постоянно учитывают кучу факторов и соображают (и реагируют) в этих пределах куда быстрее человека, в бою ведут себя как тупой AI компьютерных игр, подставляясь под оружие и не делая того, что напрашивается в той обстановке. В этом смысле создатели явно поленились придумать что-то более интересное, пойдя по простому пути.
Главный злодей в фильме показан абсолютно неубедительно, его мотивация невнятна.
Впечатление четвертое - сюжет. Оооо... тут можно говорить много и долго. Изначально фильм снимался по одноименному циклу рассказов А.Азимова. Цикл посвящен взаимоотношениям человека и его творения - робота, действующего на основе Трех Законов Роботехники. В фильме же взаимоотношение человека и робота хотя и присутствует, но является скорее фоном; в центре конфликт между паранойей главного героя по поводу засилья роботов в жизни и неким тайным заговором.
Изначально главному герою (и нам, зрителям) ставится загадка - есть самоубийство человека, каким-то образом с героем связанным и вроде как причин для самоубийства не имевшего. Как он мог покончить с собой - вторая загадка, т.к. выбить стеклопакет в окне, из которого он выпал, человек сам не в состоянии, даже используя подручные предметы (ака стул). Детектив Спунер (Уилл Смит) сразу догадывается, что дело тут нечисто, и даже пахнет керосином; товарищу явно кто-то (или что-то) помог.
СамоУбийство (не опечатка) имеет место в фирме, которая роботов и производит - "Ю.С.Роботикс", а жертва занимает в ней пост научного руководителя. Спунера вызывают туда, где он заслушивает сообщение от жертвы, предположительно записанное незадолго до смерти и которое явно содержит некое зашифрованное послание, адресованное именно ему (Спунеру). Не сумев разобраться сходу в истинном смысле послания, Спунер обращается к руководству корпорации за разрешением "побродить, поговорить, может, что-то разглядеть" (типичное поведение опера "найди то - не знаю, что"). Таковое разрешение ему дается, а для помощи (или чего-то еще - версий сразу возникает более трех) ему придается молодая, симпатичная, но холодная как робот (эта мысль у меня сидела в подкорке полфильма, и отказался я от нее только когда понял, что на самом деле задумка авторов фильма тоньше). Пока Спунера ведут к кабинету погибшего, откуда он и выбросился (или кто помог?), он получает кучу разнообразной информации о работе корпорации. в том числе ту, которая содержит ключ к разгадке; но намек настолько мимолетный, что даже зная конец фильма невозможно догадаться самому (что считаю большим минусом, фактически зрителю самоу распутать хитросплетенную интригу невозможно).
Наконец Спунер на месте происшествия, осмотревшись, обнаруживает что самоубийство имеет какие-то странности, и начинает искать их причину. И находит - некий робот отказывается подчиниться приказу остановиться, оказывает сопротивление и сбегает. Теперь и зрителю, и главному герою ясно, что ключ к разгадке заключается в поимке и допросе данного робота, так как его поведение однозначно не вписывается в Три Закона. Попутно Спунер обнаруживает несколько побочных ключей, ведущих к разгадке.
Сцены погонь и поисков вполне можно опустить, они достаточно зрелищны сами по себе, и уже ради этого фильм стоит посмотреть.
Попутно зрителю предлагают подумать над диллемой - может ли робот - неодушевленное существо - быть убийцей? И что есть убийство?
После нахождения робота ситуация не распутывается - робот ведет себя странно, проявляет несвойственные для робота качества - эмоции. Выясняется, что это - экспериментальная разработка погибшего доктора Лэннинга, наделенная именем "Санни" ("сынок") - робот, приближенный к человеку, с ослабленным или отсутствующим действием Трех Законов. Зачем доктор сделал такого робота? Чего он хотел этим достигнуть? Почему покончил с собой? Было ли это самоубийство, или все-таки его убили? И если да, то кто это сделал, кому и почему это было надо?
Список вопросов разрастается с каждой минутой фильма. Однако робота из рук полиции моментально извлекают для изучения представители "Ю.С.Роботикс", прибывшие практически сразу, что тоже наводит на нехорошие мысли.
Спунер начинает производить устойчивое впечатление параноика, что сглаживается исключительно запутанностью интриги - так, что даже неискушенный зритель начинает сомневаться в самом себе. Начальник Спунера в душе верит ему, но сомневается, с учетом побочных объяснений каждого темного момента фильма, который Спунер к тому же ни разу не в состоянии подтвердить.
После изъятия робота "Санни" Спунер отправляется в дом доктора Лэннинга в поисках скрытого послания, где подвергается смертельной опасности от рук не вовремя включившегося робота-сносителя домов. Попутно Спунер зарабатывает ряд царапин, спасает кота и объясняется с героиней, котопая ему ни в грош не верит. Единственная польза от посещения дома - наводка на просмотр записей последних выступлений доктора Лэннинга, который говорит странные и непонятные вещи, как-то связанные с нестандартным поведением роботов.
В ходе просмотра записей на пути в "Ю.С.Роботикс" (машина управляется автопилотом, который Спунер периодически отключает с целью демонстрации собственной крутизны) герой подвергается покушению со стороны двух грузовиков совершенно футуристического вида, битком набитых агрессивными роботами. Естественно, победив всех (правда, надо отметить достоверность схватки - Спунер действительно выживает только чудом), Спунер снова оказывается под подозрением, потому как не может доказать своих слов - следы нападения уже подчищены. В итоге начальник стиснув зубы, отстраняет его от расследования и забирает значок; пистолет при помощи несложного словесного трюка остается у героя.
Постепенно вырисовывается картина некоего вселенского заговора с участием роботов, правда, остается неясным, кому и зачем это надо; и если в конце фильма мы получаем ответ на вопрос "кому", то "зачем" остается так и непонятым. Объяснение, предложенное создателями фильма, явно неубедительно и выглядит простой отмазкой.
Спунер при помощи спутницы проникает в здание "Ю.С.Роботикс" и разговаривает с "Санни", который рассказывает ему, что видит сны (это робот-то?), причем самый частый из них изображает на бумаге. Сам процесс рисования в фильме показан весьма эффектно, за что отдельное спасибо создателям. Выясняется, что ключевой фигурой в снах "Санни" является сам Спунер; это повергает детектива в легкое замешательство. Беседа прерывается приходом охраны; при этом обращение с охраной со стороны Спунера вызвало полный восторг зала. Его и спутницу отводят в правление, где они имеют не очень приятную беседу с руководителем корпорации (кандидатом № 1 на роль главного злодея); принимается решение об уничтожении "Санни" в связи с явными аномалиями его позитронного мозга. Спунер уходит, немало раздосадованный игнорированием своей персоны ("Доктор, меня все игнорируют!" - "Следующий"). Но у него остается рисунок сна "Санни" и он принимается за отработку этого следа.
След приводит его к разрушенному мосту через высохшее озеро Мичиган (еще один намек, где именно происходят события фильма), где находится гигантская свалка роботов; общее впечатление от сцены - Моисей провозглашает Десять Заповедей... Пока Спунер ходит и разбирается, наконец-то начинается вселенский заговор, о котором с самого начала намекали авторы фильма. Роботы приходят в движение, вылезают из своих контейнеров и начинают мочить друг друга. Причем достаточно ясно видно, что агрессорами выступают роботы новой модели - NC-5, с модифицированными Тремя Законами. Более старые, но явно "хорошие" роботы терпят поражение, но при этом дают Спунеру возможность улизнуть со свалки живым и унести его Великое Открытие. Зрителя (меня во всяком случае) уже, правда гложет сильное сомнение, что Спунеру хоть кто-то поверит, после всего что мы наблюдали на экране.
Однако то, что происходит на свалке, творится и в самом городе: роботы устанавливают комендантский час, препятствуют своим хозяевам и жестоко карают нарушителей, утверждая, что "уничтожение санкционировано". Ведут они себя при этом, как настоящие эсэсовцы, вызывая неприкрытую антипатию.
Сильно порадовало абсолютно тупые действия толпы, выступившей против роботов. Вы "Отважное сердце" с Мелом Гибсоном смотрели? Помните сцену, когда английская кавалерия на всем скаку напарывается на стену пик коварных шотландцев? Так вот, в "Я, робот" все намного веселее. В "Сердце" есть хотя бы интрига, потому как от англичан приготовления пик старались всячески скрыть. Роботам же скрываться нечего, они и так сильнее человека. Хотя будь в толпе хоть один здравомыслящий человек, он, как и я, додумался бы сразу, чем может кончиться нападение толпы почти безоружных, эмоционально неустойчивых хомо сапиенсов, и сразу же задал стрекача.
Фильм смотрел внимательно, умных людей замечено не было.
Параллельно с показом хаоса на улицах города, сквозь который наш темнокожий герой на древнем(!) мотоцикле храбро мчится навстечу судьбе (честно говоря, конкретнее мотивировать его поступок не получилось даже у меня), нам показывают, как роботы неполиткорректно обращаются с пожилой леди, бабушкой Спунера, а также героиней (той, что холодна, как робот). Героиня, нашпигованная бредом Спунера по уши, все таки чует что-то неладное, но действует так неуклюже, что по сравнению с ней разогнанная вдребезги толпа на улице выглядит сборщием спринтеров-олимпийцев.
Но тут появляется Спунер - на мотоцикле? нет, он будет позднее - и спасает девушку, разнося нехорошего робота на мелкие составляющие, именуемые "мусор". Девушка ему, ессно, крайне благодарна и все такое, но как истинная американка, не может спокойно это высказать, пока злодеи не повержены.
Слово за словом, и вот наши герои уже мчат... да-да... на том самом мотоцикле, при этом на героиня возмущенно вопит "Он что, на бензине????"
"Ну да", отвечает ей Спунер. Ответ поражает глубиной мысли и справедливо отнесен моим приятелем к числу лучших кинофраз - "Но ведь он же взрывоопасный!"
Расшвыривая нехороших роботов, наши герои спешат в главное здание "Ю.С.Роботикс" - и ежику уже понятно, что центр заговора там, там же и робот "Санни", которого героиня не уничтожила (да-да, все не так просто, она оказывается, с самого начала была с нами).
Каким-то образом герои пробираются в здание, ессно, там уже вовсю хозяйничают роботы, но "Санни" они находят. Правда, кроме него там есть куча враждебно настроенных роботов, но после долгой и сложной лицевой мимики со стороны "Санни" (сказались уроки У.Смита в начале фильма), с ними удается разобраться.
Вот теперь-то зритель узнает, как его хитро накололи с главным здодеем и практически все оставшееся время упорно пытается додуматься, почему? Додуматься не получается, потому что на этот вопрос ответа нет изначально.
Ну да ладно, в это время у наших героев овершенно другая задача, которая в общем всем была видна изначально - нужно уничтожить центр управления зловредными роботами - огромный позитронный самообучающийся мозг, который ведает всем зданием и фактически в него (здание) вживлен. Однако как у всякой Главной Машины Врага, у нее есть слабое место, куда герои и направляются, попутно добывая средства к уничтожению Надмозга (Гоблина бы туда, уж он-то развернулся бы!)
Снова мы наблюдаем кучу страшных быстрых вражеских роботов, которые сносят все на своем пути, но почему-то не могут справиться с двумя людьми и одним роботом. Люди при этом творят просто чудеса, из одного-двух стволов палят на все 360 градусов вокруг себя, друг друга не задевают, зато вражеских роботов валят почем зря.
У меня два варианта. То ли создатели фильма писали сценарий со слов детектива Спунера уже после событий, то ли оруджие у них самонаводящееся (но по остальному фильму этого вроде как не скажешь). В любом случае, сцена боя у Надмозга выглядит совершенно неубедительной - в отличие от боя в туннеле.
попутно Спунер побеждает страх высоты ("I can fly!" (Donkey) - "He can talk!" (Guard) - Shrek).
В конце концов, надмозг повержен при очень своевременной помощи "Санни", справедливость торжествует, герои смотрят то друг на дргуа, то на городскую панораму из разбитого окна верхнего этажа. Наконец подоспевает армия (чем сильно порадовала - хоть там были умные люди, которые поняли, что нефиг туда лезть, пусть Спунер и разбирается), которая собрала под прицелом всех роботов NC-5 и отпраивла их на ту же свалку.
Все заканчивается хорошо.
А "Санни" становится пророком списанных роботов.
Видимо, готовится почва для "Я, робот - 2".
Бум ждать.
I, robot
Три закона роботехники
1. Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред
2. Робот должен повиноваться командам, которые ему дает человек, кроме тех случаев, когда эти команды противоречат первому закону
3. Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это это не противоречит первому и второму законам
Вчера выбрался с друзьями в кинотеатр "Колизей" на просмотр фильмы "Я, робот" по мотивам произведений Айзека Азимова. Фильму просмотрел, получив большое удовольствие, от всего сердца рекомендую посмотреть.
Теперь по порядку
1. Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред
2. Робот должен повиноваться командам, которые ему дает человек, кроме тех случаев, когда эти команды противоречат первому закону
3. Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это это не противоречит первому и второму законам
Вчера выбрался с друзьями в кинотеатр "Колизей" на просмотр фильмы "Я, робот" по мотивам произведений Айзека Азимова. Фильму просмотрел, получив большое удовольствие, от всего сердца рекомендую посмотреть.
Теперь по порядку