Задача сдерживания России может вновь приобрести актуальность
("The International Herald Tribune", США)
Брайан Бидхэм (Brian Beedham), 27 июля 2005
Публикация из архива "International Herald Tribune"
Четверг, 25 февраля 1993 г.
Возможно, демократическим государствам Атлантического сообщества скоро придется принимать трудные решения относительно России. Судя по тому, как развиваются события в Москве, слабеющий либеральный режим Бориса Ельцина вскоре уже, вероятно, не сможет контролировать ситуацию. Если после этого Россия двинется по иному пути, демократические страны встанут перед выбором: следует ли им и дальше отводить России центральное место в своей политике по отношению к бывшим коммунистическим странам, или новым краеугольным камнем этой политики станут меры предосторожности против этой 'другой' России?
Читать дальшеКонечно, с уверенностью говорить об окончании ельцинской эпохи и появлении на горизонте иной, куда менее 'приветливой' России, еще рано, но сегодня такой исход выглядит куда вероятнее, чем даже несколько месяцев назад. Сам г-н Ельцин, еще недавно называвший себя 'хозяином' страны, вынужден делать уступку за уступкой консерваторам и националистам, преобладающим в парламенте.
Российская экономика стоит на пороге гиперинфляции, и вероятность, что она свалится в эту пропасть, зависит в основном от того, сколько денег готов напечатать Центральный банк, чье отношение к эмиссии можно уподобить постоянным заверениям пьяницы, что еще одна рюмочка ему никак не повредит. Приходят сообщения, что российская армия, чья боеспособность сегодня вызывает серьезные сомнения, подумывает о том, чтобы вмешаться в политику.
Если нынешняя власть рухнет, это не обернется возвратом к коммунистическому режиму: советского строя россияне нахлебались досыта. Однако за таким крушением может последовать период 'раздраженного' консерватизма - Россия повернется спиной к внешнему миру, безнадежно пытаясь выправить ситуацию в экономике. Другой вариант - приход к власти популистского националистического режима, который в агрессивной форме поднимет вопрос о правах русскоязычного населения в других странах бывшего СССР (т.е. Россия, можно сказать, пойдет по 'сербскому пути').
Нельзя исключить и то, что Россия просто распадется - может быть, на 3 части, а может быть и на 20. В каждом из этих случаев Россию уже нельзя будет рассматривать как естественного партнера Запада. Эта новая Россия будет слишком 'задиристой' или слишком углубленной в себя, чтобы принести какую-либо пользу демократическим странам в их попытках справиться с бурной ситуацией в сегодняшнем мире. С надеждами на превращение в подлинно демократическое государства ей придется, по крайней мере на время, распрощаться. Возможно и то, что вы вообще не увидите привычных очертаний России на географической карте.
Конечно, какие-то отношения с такой Россией, или ее осколками, необходимо будет поддерживать. Понадобятся недюжинные усилия, чтобы удержать под контролем ее ядерный арсенал, или убедить ее не продавать танки и пушки кому попало в Азии и Африке. Но все это будет служить дополнением к политике сдерживания, а не сотрудничества - потому что 'другая' Россия уже не захочет сотрудничать. В результате внимание Запада неизбежно переключится на 'мозаику' стран, отделяющих его от России - начиная с Польши и Венгрии и кончая Украиной и Беларусью, а также - на противоположном фланге - Казахстаном и другими мусульманскими владениями бывшей Российской империи.
И вот здесь без трудных решений не обойтись. Эти страны начнут просить Запад о помощи. Они будут встревожены последствиями дальнейшего коллапса российской экономики для их собственного положения. Они будут напуганы, если российские националисты перейдут от пустых слов к жестоким действиям. Они будут указывать на то, что у России осталось ядерное оружие, а у них (за возможным исключением Украины) - нет. Даже государства, наиболее удаленные от России географически и больше других продвинувшиеся по пути демократии - Чехия, Венгрия и Польша - будут испытывать перед ней страх.
Игнорировать подобные призывы будет непросто. Чем хуже будут обстоять дела в России, тем важнее станет задача оказывать помощь странам, составляющим 'прослойку' между Россией и Западом, в построении эффективной экономики и стабильной демократии. Это, среди прочего, означает и шаги, призванные не допустить, чтобы они вновь попали в объятия 'сбившейся с пути' России. И делать это необходимо не для того, чтобы потрафить добросердечным западным либералам. Исходя из собственных интересов, демократические государства не могут допустить, чтобы сфера влияния националистической пост-ельцинской России вновь распространилась до границ Германии. В противном случае многие плоды победы демократического сообщества в Холодной войне будут безнадежно утрачены. Если события в России примут неблагоприятный оборот, демократическим странам придется пересматривать свою политику во всей зоне к востоку от Одера.
Этот вариант не будет реализован лишь в одном случае: если события в еще более обширной 'проблемной' стране - Китае - также примут неблагоприятный оборот. Пока что Китай, демонстрирующий в последние годы потрясающий экономический рост при сохранении политической диктатуры, не создает Западу серьезных осложнений. Но нет никаких гарантий, что подобная ситуация сохранится. Если китайская экономика будет и дальше развиваться запредельными темпами, но демократия в этой стране так и не утвердится, дело закончится плохо. Уже появляются признаки того, что обогатившийся коммунистический Китай намерен превратиться в великую военную державу. Это почти неизбежно приведет к его конфликту с демократическими государствами. Если такой конфликт возникнет, демократическому сообществу придется подавить свою неприязнь к России, изменившейся к худшему, поскольку Китай, изменившийся к худшему, будет внушать еще большую тревогу.
Авторитарный Китай с населением свыше миллиарда человек, обладающий ядерным оружием и оснащенными по последнему слову техники армией и ВВС - устрашающее зрелище. В свете подобной угрозы сохранение союза между Западом и Россией (которой эта угроза будет внушать не меньший ужас) может оказаться целесообразным. Как выразился в 1941 г. Уинстон Черчилль, объясняя свое решение поддержать Сталина в борьбе с Гитлером, бывают обстоятельства, когда и дьявола приходится называть другом.
Однако, если подобного не произойдет - если Китай станет не только богатой, но и демократической, мирной страной - все внимание переключится на западных и южных соседей России.
Если пост-ельцинская Россия окажется таким серьезным источником неприятностей, как это сегодня прогнозируется, Европе и Америке придется извлечь из-под сукна программу действий, которую они уже давно откладывают. Европейскому Сообществу необходимо будет подумать об ускорении процесса вступления в его ряды тех стран-соседей России, где уже появились серьезные признаки плюрализма. НАТО придется поставить некий барьер против новой экспансии националистической России. Возможно, России придется снова объяснять, что ядерный шантаж с ее стороны не сработает.
Неужели нам мало Боснии и всего стального, и придется заниматься еще и этим? Да, придется. Мир только начинает осознавать, насколько масштабным событием было крушение коммунизма. Его последствия - как позитивные, так и неприглядные - продолжают сказываться и сегодня. И если демократическому сообществу не удастся нейтрализовать негативные последствия этого события, ему вряд ли понравится будущее, созданное его же руками.
Взято отсюда
Задача сдерживания России может вновь приобрести актуальность
Задача сдерживания России может вновь приобрести актуальность
("The International Herald Tribune", США)
Брайан Бидхэм (Brian Beedham), 27 июля 2005
Публикация из архива "International Herald Tribune"
Четверг, 25 февраля 1993 г.
Возможно, демократическим государствам Атлантического сообщества скоро придется принимать трудные решения относительно России. Судя по тому, как развиваются события в Москве, слабеющий либеральный режим Бориса Ельцина вскоре уже, вероятно, не сможет контролировать ситуацию. Если после этого Россия двинется по иному пути, демократические страны встанут перед выбором: следует ли им и дальше отводить России центральное место в своей политике по отношению к бывшим коммунистическим странам, или новым краеугольным камнем этой политики станут меры предосторожности против этой 'другой' России?
Читать дальше
Взято отсюда
("The International Herald Tribune", США)
Брайан Бидхэм (Brian Beedham), 27 июля 2005
Публикация из архива "International Herald Tribune"
Четверг, 25 февраля 1993 г.
Возможно, демократическим государствам Атлантического сообщества скоро придется принимать трудные решения относительно России. Судя по тому, как развиваются события в Москве, слабеющий либеральный режим Бориса Ельцина вскоре уже, вероятно, не сможет контролировать ситуацию. Если после этого Россия двинется по иному пути, демократические страны встанут перед выбором: следует ли им и дальше отводить России центральное место в своей политике по отношению к бывшим коммунистическим странам, или новым краеугольным камнем этой политики станут меры предосторожности против этой 'другой' России?
Читать дальше
Взято отсюда